вторник, 1 ноября 2011 г.

Марина Абрамович "В присутствии художника"

"Абрамович – важнейшая личность в искусстве перформанса, искренне верящая, преданная своей работе и не раз рискнувшая ради нее своей жизнью." - W-magazine
8 октября в Центре современной культуры "Гараж" открылась ретроспектива Марины Абрамович - одного из самых знаменитых художников современности, выдающегося мастера перформанса. На выставке, куратором которой выступает Клаус Бизенбах, представлено около 50 работ, созданных на протяжении четырех десятилетий, в том числе ранние эксперименты Абрамович: аудиофрагменты, видеоработы, инсталляции, фотографии, сольные и групповые перформансы.

Про Марину Абрамович, как и про ее работы можно говорить бесконечно. Посетив эту выставку я вышла в полном шоке. У меня никак это не укладывалось в голове: "как?", "зачем?", "почему?", "в чем смысл?". Сначала ты отталкиваешь это все от себя, полностью отрицаешь и не понимаешь, потом медленно начинаешь впускать, а потом погружаешься полностью. Каждую ее работу нужно прочувствовать, пропустить в себя настолько глубоко, насколько это возможно. И тогда все понимаешь, абсолютно все, до мелочей. Но не сразу. Лишь на следующий день я все поняла и про себя сказала - гениально.

О художнике
Знаменитая на весь мир как первопроходец в искусстве перформанса Марина Абрамович более 40 лет исследовала границы этого сложного жанра, создавая работы, бросающие вызов как зрителю, так и перформансисту.

Во время одного из первых перформансов она облила пол бензином по кругу, легла внутрь и задохнулась бы парами, если бы зритель ее не спас, решив, что смерть уж точно не не прописана в сценарии. в шоу 1975 года она лежала уже на глыбе льда и вырезала на животе лезвием звезду.
Однажды Марина прожила двенадцать дней в галерее, ничего не ела, зато спала, ходила в душ и туалет на глазах у зрителей. Даже равнодушные к таким формам искусства модницы знают это "действо" - по сериалу "Секс в большом городе": в воссозданной обстановке шоу Абрамович Кэрри встречает своего Русского - Барышникова.

"То, что делает Абрамович, всегда провокативно, часто неприглядно и отвратительно. Но в конце концов все это - о достоинстве и красоте человека." - Vogue Russia
О выставке
Выставка делится на три логических блока. Первый посвящен раннему периоду творчества художника в Белграде (1969–1975). Самым знаменитым перформансом этого периода является «Ритм 0» (1974), где Абрамович разместила на столе 72 предмета, которые зрители могли использовать любым выбранным ими способом. Среди предметов были ножницы, нож, плеть, пистолет и пуля. В течение шести часов Абрамович позволяла зрителям использовать ее тело и выполнять с ним любые действия этими предметами. К концу перформанса вся ее одежда была искромсана, а тело порезано и разрисовано. Ее короновали импровизированным терновым венцом, а к голове приставляли пистолет. В рамках выставки будут представлены аналоги этих предметов, а также диапроекция документальных кадров первоначального перформанса.

Во втором разделе выставки экспонируются совместные работы Абрамович и Улая. В их число входят перформанс «Энергия покоя» (1980), в котором Улай держит лук со стрелой, направленной прямо в сердце Абрамович, и серия из 22 перформансов «Ночной переход» (1981–1987), в которых Абрамович и Улай неподвижно сидят на противоположных концах прямоугольного стола в полной тишине.

Третья часть выставки посвящена персональным работам Абрамович, приходящимся на период 1995–2005 годов. В этих работах Марина пытается постичь чувство одиночества, изучает собственные балканские корни — культурные, идеологические и духовные — и историю своей семьи, анализирует чувство позора и боли от жестокости, которая обрушилась на ее родную страну в 1990-х. Инсталляция «Балканское барокко» (1997), за которую она получила «Золотого льва» как лучший художник на Венецианской биеннале 1997 года, представляет собой трехканальную проекцию, демонстрирующую в натуральную величину изображения ее матери, отца и ее самой, две с половиной тонны коровьих костей и медный сосуд, наполненный темной водой. В ходе первоначального перформанса Абрамович сидела по шесть часов четыре дня подряд, отмывая кости от крови и пробуждая чувство боли и страдания, связанное с войной.

Заключительная часть экспозиции включает последние работы Абрамович, созданные в Нью-Йорке, где она живет с 2001 года. В ходе демонстрации перформанса «Дом с видом на океан» (2002) она в течение двенадцати дней жила у всех на виду в моделях комнат, представленных зрителям в поперечном разрезе и установленных в нью-йоркской Sean Kelly Gallery.

На выставке в Центре «Гараж» Абрамович впервые представит новый перформанс-инсталляцию, Измерение магии взгляда, являющийся результатом тесного сотрудничества художника с российскими и американскими учеными. Посетители смогут принять участие в эксперименте, в котором измеряется активность мозга при визуальном контакте - процесс, способствующий эмоциональному, а не физическому взаимодействию. Зрителям представится возможность наблюдать это действие и увидеть, какие зоны мозга физически стимулированы в моменты мысленного взаимодействия участников. Произведение отсылает к недавнему перформансу Абрамович В присутствие художника, исполненному в Музее современного искусства, Нью Йорк, когда, на протяжении нескольких месяцев посетители, сидя напротив, смотрели в глаза Марине.

Изначальная идея выставки принадлежит Музею современного искусства Нью-Йорка.

Даты проведения: 8 октября - 4 декабря 2011 года
Место: Центр современной культуры Гараж
Сайт художника: http://abramovic.garageccc.com/ru


Комментариев нет:

Отправить комментарий